Летящий самолет

Около 80% населения Земли боится летать — одних пугает высота, других “а вдруг упадет”, третьи переживают, что всем в самолете может не хватить воздуха. Но главной среди всех возможных причин остается страх высоты. Многие боятся разбится на самолете. Это невозможно из-за сильного давления под крыльями самолета.

Он держится на воздухе не хуже чем машина на шоссе — его можно поставить на хвост, повернуть вокруг своей оси на 180 градусов и даже если отпустить штурвал то самолет будет просто немного покачиваться в воздухе, как лодка на волнах.

Высота полета самолета зависит от многих факторов: погодных условий, технических характеристик и состояния, маршрута полета и многое другое. Исходя из этих данных самолеты имеют разную высоту полета. Так, например, военные истребители могут летать на высоте до 20 километров, а пассажирские — в основном на высоте от 9 до 12 километров.

Что такое “золотая середина”?

Выбор высоты полета не является случайным. При определении оптимальной высоты полета (эшелона) диспетчер или командир экипажа руководствуются в первую очередь тем, что чем больше высота, тем больше разряжен воздух и тем легче лететь самолету. Но на очень больших высотах самолет также не может лететь — двигателям не хватает кислорода, они начинают глохнуть и судно начинает “заваливаться” вниз.

Поэтому командир (а сейчас бортовой компьютер) выбирают “золотую середину”. На этой высоте подъемная сила и сила трения имеют наиболее оптимальное соотношение, что обеспечивает минимальный расход топлива. Для каждого типа пассажирских лайнеров есть своя «золотая середина», но в основном эта высота равняется 10 километрам.

  • Наибольшее количество топлива расходуется самолетом именно в момент взлета, поэтому самолеты быстро и плавно поднимаются в небо, чтобы набрать необходимую для основного времени полета высоту.
  • Для определения “идеальной высоты” диспетчеры в основном используют правило: авиалайнеры которые летят на восток, юго-восток, северо-восток — коридор для них на высотах 9 и 11 тысяч метров над землей; самолеты, которые летят в сторону запада, юго-запада и северо-запада — для них коридор 10 и 12 тысяч метров. Исходя из этого, диспетчеры авиакомпаний определяют, какой из них будет наиболее выгодным для воздушного судна и сообщают командиру эшелон и коридор следования.
  • Насколько бы странно это не звучало, но в небе также существуют свои дороги. Они проложены не только на определенных уровнях от земли, но и с учетом наиболее удобных мест для перелетов и посадки. Иначе их еще называют «реактивными маршрутами».
  • На “небесных дорогах” есть и свои правила дорожного движения. Так, например, расстояние между самолетами, которые летят в одном эшелоне не должно быть меньше 10 тысяч метров.

Движение в небе по таким “небесным дорогам” не менее интенсивно, как и на обычном скоростном шоссе. Если понаблюдать за небом в ясную погоду, то можно увидеть завораживающее зрелище, как несколько самолетов одновременно летят на разной высоте в разном направлении.

Приятного полета!

Рекомендуем почитать

5 stars - based on 250 reviews