проект “Вега”

“Вега” — международный космический проект под руководством Европейского космического агентства. В ракетоносителе, состоящем из четырёх ступеней, используется маршевый двигатель украинского производства. Он был разработан конструкторским бюро Южное и изготовлен на предприятии “Южмаш”.

На программу Vega Evolution выделено более 50 миллионов Евро. Она предусматривает усовершенствование четвёртой ступени. В ноябре 2017 года Вега успешно вывела на орбиту с космодрома во Франции спутник Марокко.

Маршевый двигатель изготовлен на основе советского двигателя, применяемого в межконтинентальных баллистических ракетах известных под названием “Сатана”. Этой разработке конструкторского бюро Южное уже более полувека. Несмотря на то, что многочисленными испытаниями подтверждена высокая надёжность двигателя, использование отравляющего топлива делает разработку морально устаревшей.

“Вега” является третьим значительным международным космическим проектом, в котором принимает участие Украина. До этого были проекты “Морской старт” и “Антарес”. Однако, из-за морального и технического устаревания и низкой конкурентоспособности разработок, украинские предприятия ракетно-космического комплекса опускаются в рейтинге позиций на мировом рынке очень быстро.

С учётом того, что проект “Морской старт” остановлен, а “Антарес” проявляет очень слабую активность, Украине грозит возможность оказаться вне круга стран, являющимися участниками космического рынка.

Не взирая на то, что главное предприятие космической отрасли Украины за последние годы понесло огромные убытки, конструкторское бюро Южное не торопится с новыми разработками. Здесь не беспокоятся о том, чтобы изменить финансовую ситуацию и поднять рейтинг Украины на мировой космической арене. Конструкторское бюро Южное стало причиной разрыва украино-бразильского контракта Циклон-4. Из-за постоянного откладывания сроков выполнения проектных работ украинской стороной, расходы на него существенно увеличились. В связи с этим бразильская сторона заявила о прекращении совместной деятельности в этом проекте.

Немецкое агентство аэрокосмических технологий собирается завершить работы по созданию замены украинскому маршевому двигателю к 1920 году. Приходится признать, что единственное, что может предложить на международном рынке конструкторское бюро Южное — первую ступень ракеты “Антарес”. Огромный опыт предприятия за более чем полувековую историю его работы оказался не у дел. Конструкторское бюро Южное не может или не хочет предложить новые разработки на замену устаревшему маршевому двигателю. Так не скажешь о немецких коллегах, которые всегда оказываются на должном уровне как в вопросах инноваций, так и в точном соблюдении сроков работ.

5 stars - based on 250 reviews