Почему у поезда стучат колеса по рельсам
- Опубликовано: 12 ноября 2019
- Просмотров: 697

Поезд остается одним из самых популярных видов транспорта. Некоторым любителям поездов особенно нравится засыпать под равномерный звук стука колес. Но задумывались ли вы когда-то, какова природа этого звука? Почему он настолько громкий, ритмичный, а главное — откуда он вообще берется?
Казалось бы, круглые колеса не должны стучать настолько сильно. Но это, тем не менее, происходит. Причиной возникновения звука можно назвать не только простые физические процессы, но и… климат.
Откуда возникает звук
Причин возникновения стука колес несколько. Главные из них:
- Неравномерность железной дороги. Дело в том, что железную дорогу строят из отдельных рельсовых участков, собирая её, словно конструктор для ребенка. Возникает новый вопрос, почему нельзя сделать полностью ровное полотно? Можно, и очень просто, но тут вступает в действие следующая причина.
- Воздействие температуры окружающей среды на металл. При более высокой температуре происходит расширение металла, а при более низкой — наоборот, сужение. Соединение рельсов выполняется благодаря термозазорам. Это позволяет существенно продлить срок службы рельсов.
- Скорость, с которой движется поезд. Несмотря на то, что она, в сравнении с некоторыми другими транспортными средствами, небольшая, даже её хватает для того, чтобы любая неровность воспринималась как препятствие. Постукивание возникает на местах, где состыковываются участки рельсов, происходит своего рода наскок вагона на новый участок полотна. Отсюда и возникает ритмичный, достаточно громкий звук.
Иными словами, возникновение стука обусловлено рядом причин, которые, хоть и очевидны на первый взгляд, известны далеко не всем. Возможно, потому что об этом мало кто задумывался.
Бывают ли поезда, колеса которых не стучат?
Да, такие существуют. Их можно встретить в тех странах, где не бывает больших перепадов температуры. Рельсы там называют «бесстыковыми», для них не используется термозазоры. Фактически, железная дорога там — это целиком ровное полотно. А значит, при передвижении поезда, он не будет издавать таких привычных нашему уху громких, ритмичных, иногда даже убаюкивающих звуков.
Иными словами, поезда, например, в Австралии, можно назвать практически бесшумными, в сравнении с железнодорожным транспортом на постсоветском пространстве. И причины этого, в первую очередь, кроются в климатических особенностях.